ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

ГБОУ Школа № 630

Индивидуальные особенности учителя

 

Роль индивидуальных особенностей учителя в развитии или блокировании синдрома эмоционального выгорания.

 

Вопрос о внутренних резервах педагога, о его способах совладать с трудными профессиональными ситуациями с большим интересом изучается и самими педагогами, и психологами. Что позволяет некоторым учителям оставаться физически и психически здоровыми, малоуязвимыми и «несгораемыми»?

 

  • 1. Рассмотрим фактор «личностной выносливости» – способность личности быть высокоактивной каждый день, осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения.

Если человек удовлетворен работой и ее результатом и при этом он выгорает, значит стоит говорить о низкой стрессоустойчивости самого человека, низком пороге чувствительности к стрессу. Осознавая это, учителю важно уметь регулировать силу внешнего воздействия и собственную эмоциональность в ответ на эти внешние воздействия. Знаю учительницу, которая любой спокойный разговор с детьми или обращение к ним по какому-то поводу превращает в эмоциональный диспут или громкие поучения, а потом страдает от упадка сил, раздражительности, бессонницы.

  • 2. Обнаружена тесная связь между психическим выгоранием и тенденцией человека объяснять причины своих успехов и неудач. Люди, склонные приписывать все происшедшее с ними случайным обстоятельствам или деятельности других людей, более подвержены синдрому эмоционального выгорания, чем люди, принимающие ответственность за все свои успехи и неудачи.

  • 3. Выявлено, что феномен эмоционального выгорания связан с тактикой поведения учителя в трудной профессиональной ситуации. Так, учителя, использующие стиль поведения в трудной ситуации, который связан с анализом проблемы, активным поиском решения, опорой на прошлый опыт, планированием и исполнением действий, распределением времени, контролем ситуации, саморегуляцией и мобилизацией усилий, мало подвержены эмоциональному выгоранию.

Эмоциональное выгорание быстрее возникает и интенсивнее развивается у педагогов, для которых преобладающим стилем поведения в трудной ситуации является эмоционально ориентированный стиль, включающий переживание чувства вины, сосредоточенность на недостатках, чувство раздражения и беспомощности.

  • 4. Эмоциональному выгоранию чаще подвержены честолюбивые трудоголики, нетерпимые к своим и чужим слабостям, жестко контролирующие ситуацию. Люди, демонстрирующие этот тип поведения, предпочитают бурный темп жизни, преодоление трудностей, конкурентную борьбу, поэтому они более подвержены влиянию стрессовых факторов. Американские кардиологи обнаружили, что именно такие люди чаще страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, в отличие от спокойных, методичных, терпимых к другим людям и к разнообразным событиям, способных дать себе поблажку. Они предложили дать разным моделям поведения людей названия «тип А» и «тип Б».

Итак, представители типа А реагируют на любую жизненную ситуацию как на кризисную, в их кровь выделяется в 40 раз больше стрессовых гормонов, чем у представителей типа Б.

Конечно, поведение типа А не всегда приводит к эмоциональному выгоранию, такое поведение мы часто встречаем у преуспевающих, довольных жизнью людей. Однако при негативных внешних условиях и отсутствии должного самоконтроля такой тип поведения – прямая дорога к эмоциональному выгоранию.

 

С помощью небольшого теста выявим некоторую направленность в собственном поведении. Безусловно, мы обнаружим, что в нашем поведении сочетаются типы А и Б. Но какая же модель преобладает?

 

ТЕСТ "Направленность личности в поведении"

Инструкция:

Подумайте о том, как вы себя ощущаете и ведете, а затем ответьте на следующие вопросы, отвечая «да» или «нет»:

 

1. Привычно ли для вас заниматься несколькими делами одновременно?

2. Сильно ли у вас развито чувство соревновательности?

3. Чувствуете ли вы себя виноватым, когда отдыхаете?

4. Скучаете ли вы, когда говорят другие люди? Перебиваете ли вы собеседника?

5. Пребываете ли вы в постоянной спешке?

6. Трудно ли вам терпеливо ждать?

7. Склонны ли вы скрывать свои чувства?

8. Вы говорите выразительно и громко?

9. Трудно ли вам доверять часть работы другим?

10. Быстро ли вы едите, ходите и т. п.?

11. Раздражают ли вас бездельничающие люди?

12. Ощущаете ли вы постоянное физическое напряжение?

13. Трудно ли вам понять интересы других людей?

14. Верно ли, что практически все ваши интересы связаны с работой?

15. Трудно ли вам заниматься одним делом в один момент?

 

     Если вы ответили «да» на большую часть этих вопросов, то вы склонны относиться к типу личности А. Если же на большую часть вопросов вы дали отрицательный ответ, то вам более свойственен тип поведения Б.

     Определенные изменения в поведении людей типа А важны, если они хотят избежать связанных со стрессом заболеваний. Можно сознательно перенимать некоторые характеристики типа Б, например, упорядоченность своих действий, более терпимое отношение к другим людям и обстоятельствам. 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»