ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

ГБОУ Школа № 630

ПОДГОТОВКА

РЕБЁНКА к ШКОЛЕ

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Первый год обучения в школе является сложным этапом не только в жизни ребенка, но и своеобразным испытанием для родителей. При наличии благих намерений, но отсутствии психологической осведомленности, сами родители могут спровоцировать стрессы у детей в школьный период.  

   Для того, чтобы помочь детям наиболее благополучно пережить этот этап своей жизни, родителям необходимо все время учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.

    Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных, психологических и физических сил. Так ребенку сложно находиться в одной и той же позе в течение урока; трудно быть сосредоточенным и следить за мыслью учителя, не отвлекаясь; сложно самостоятельно  контролировать себя, делая все время то, что от него требуют, а не то, что хочется; сложно сдерживать свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребенок не сразу усваивает новые правила поведения со вэрослыми, не сразу признает позицию учителя и устанавливает дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.

    Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, чтобы ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям. И, чтобы родителям было легче помочь своему ребенку в этот период его жизни, необходимо иметь общее представление о том, что же такое адаптация к школе.  

 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ к ШКОЛЕ -

- это такой уровень развития всех систем организма при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. Можно назвать это "запасом прочности" организма, адаптивным ресурсом, который позволяет ребенку даже при значительном увеличении нагрузок чувствовать себя хорошо.

  • Первокласснику нужно, по возможности, снизить нагрузку. Для этого вторую половину дня ему лучше провести дома, где желательно обеспечить ребенку 2-часовой дневной сон! Старайтесь избегать продленки при каждой возможности. 

  • Необходимо соблюдать режим! Это способствует сохранению хорошего физического состояния ребенка. Желательно спать днем, делать домашние задания в середине дня (с 16 до 18), делать утреннюю зарядку, совершать прогулки перед выполнением домашнего задания и перед сном, спать не менее 11 часов в сутки.           

  • Необходимо прививать ребенку культуру активного отдыха: пусть он проводит свободное время в движении. Приучайте ребенка спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что визжать и носиться можно в определенное, "шумное" время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ к ШКОЛЕ -

- включает в себя навыки учебной деятельности, формирующиеся задолго до школы, и заключается в развитии мыслительных процессов (сравнение, обобщение, выделение главного, определение причинно-следственной связи и т.д.), кругозора, речевом развитии и познавательной активности. А не только в умение читать и считать, как думают многие родители.

Оценить интеллектуальное развитие ребенка лучше у детского психолога. Проконсультировавшись со специалистом, вы поймете, на что необходимо обратить внимание и проработать до поступления в школу. 

  • Длительные, многоразовые наблюдения, позволяют ребенку увидеть одно и то же явление как бы с разных сторон и путем сопоставлений самостоятельно прийти к объяснению наблюдаемого явления.

  • Для того чтобы прийти к правильному выводу и заполнить пробел, необходима помощь взрослого, его наводящие вопросы, помогающие направить мысль ребенка к искомому результату.

  • Читать или рассказывать ребенку что-то новое каждьй раз необязательно. Дети лучше усваивают уже знакомую информацию и при повторении поправляют, если слышат неточность, проявляя высокую активность.

  • Совершенствовать монологическую речь и мышление можно путем придумывания небольших рассказов по сюжетным картинкам. Чтобы передать сюжет, ребенку приходится определять связь между изображенными на картине предметами, додумывать сюжет и т. д.

  • Мышление отличается конкретностью и наглядностью действий. Поэтому, чтобы помочь ребенку более осмысленно воспринимать задачу, надо ее продемонстрировать на конкретном примере, подкрепляя ход ее решения действиями.

  • Навыки самоорганизации (распределение времени, умение чередовать труд и отдых) развиваются, когда любое дело всегда доводится до конца. И здесь очень важно отношение родителей к делам ребенка. Когда вы показываете свою заинтересованность к его делам, то у него повышается ответственность к их выполнению.

  • Хвалить за старания и за преодоление трудностей. Объективная оценка результатов деятельности ребенка способствует выработке правильного отношения к занятию как к серьезному делу. Если ребенок часто слышит только похвалу, то может привыкнуть к тому, что все дается легко и без усилий. В результате у ребенка не будет сформировано серьезное отношение к занятиям.                  

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ -

- такой уровень развития психических функций, который позволяет быстро приспосабливаться к общению с окружающими людьми и предметами (адаптация к новому режиму, адаптация к классному коллективу, адаптация к взаимоотношениям со школьным учителем, адаптация к изменениям ситуации дома (отношение родителей к ребенку).

  • Адекватная самооценка во многом влияет на успешность адаптации детей. Постоянно сравнивая себя с другими людьми, ребенок вырабатывает мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах.

  • Необходимо формировать умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки (такими критериями выступают полнота знаний, их объем, глубина; возможность использовать знания в различных ситуациях, то есть практически, и т.д.).

  • Помните, что характер взаимоотношений ребенка со взрослыми членами семьи он бессознательно переносит из дома в школу.

  • Умение налаживать контакт с другими людьми, быть общительным и интересным для окружающих - позволяет устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами. Эти навыки можно развить.

  • Формировать адекватные представления о школьной жизни у ребенка необходимо до поступления в школу. Важную роль здесь играют положительное отношение родителей к обучению и их уважение к учительскому труду, которые необходимо наглядно демонстрировать и сообщать ребенку.

  • Умение слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат - все это необходимо для успешного обучения в школе и самостоятельной роботы дома. Для этого нужно постепенно переставать хвалить ребенка за каждый шаг в работе, оценивайте лишь готовый результат похвалой или порицанием. 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»